Порядок общественного контроля гражданами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями за соблюдением органами местного самоуправления законодательства в сфере благоустройства территории населенных пунктов

  1. I. Правовые основы проведения общественного контроля
  2. Настоящий Порядок общественного контроля гражданами и общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями разработан в соответствии Федеральным законом от 21.07.2014№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014г. 1305-З N 167-V «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)».
  3. Общественному контролю подлежат:

— рассмотрение и реализация объектами общественного контроля адресованных им обращений, предложений, рекомендаций Общественной палаты Республики Саха (Якутия), Гражданских  форумов,  конференций, иных публичных мероприятий;

— исполнение федеральных законов, Закон Республики Саха (Якутия) от 26.03.2015 1437-З N 429-V «О содействии развитию благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Республики Саха (Якутия)», Указов Главы Республики Саха (Якутия) и иных нормативных правовых актов в сфере благоустройства территорий населенных пунктов;

— исполнение ежегодных Посланий Главы Республики Саха (Якутия);

— иная деятельность объектов общественного контроля на предмет соответствия её общественным интересам в сфере благоустройства.

  1. Общественный контроль осуществляется в соответствии от 21.07.2014№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» с участием общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, а также с участием граждан.
  2. Организаторами общественного контроля в Республике Саха (Якутия) являются Общественная Палата, Общественные советы муниципальных образований, Общественные советы исполнительных органов государственной власти, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.
  3. Общественный контроль проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

  1. II. Цели и задачи общественного контроля в сфере благоустройства

2.1. Целями общественного контроля являются:

1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

4) системный контроль за деятельностью органов власти и управления, выбранных в качестве объектов котроля, информирование о недостатках работы структурных подразделений и недовольстве населения, направление на их устранение.

2.2. Задачами общественного контроля в сфере благоустройства являются:

1) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

2) выявление эффективности методов сотрудничества общественности с органами власти области, органами муниципальных образований;

3) анализ опыта сотрудничества общественных организаций с органами власти области, муниципальных образований, определение имеющихся форм соответствующего сотрудничества и их результативность;

4) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

5) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

6)исследование состояния удовлетворенности населения деятельностью власти и услугами, что ею представляются.

 

III. Основные принципы деятельности при проведении общественного контроля в сфере благоустройства и основные требования к нему

3.1. Основными принципами деятельности  являются:

  • приоритет прав и законных интересов человека и гражданина;
  • добровольность и законность деятельности, объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля;
  • публичность, открытость общественного контроля и его результатов;
  • целостность и оперативность проведения общественного контроля;

3.2. Основные требования к проведению общественного контроля:

  • объективность и достаточность исходной информации;
  • сравнение характера оценки;
  • привлечение дополнительных источников информации;
  • выбор минимального числа необходимых и достаточных критериев оценки деятельности;
  • соблюдение конфиденциальности полученной в ходе контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;
  • недопустимость препятствий законной деятельности органам власти Республики Саха (Якутия), органам местного самоуправления, государственным и муниципальным организациям, иным органам и организациям, осуществляющим в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

 

IV.Организаторы общественного контроля, их права, обязанность органов власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления при осуществлении контроля

4.1. Решение о проведении общественного контроля принимается советом Палаты РС(Я) по предложению членов Палаты РС(Я), ее комиссий, Общественных советов муниципальных образований, Общественных советов исполнительных органов государственной власти, иных субъектов общественного контроля и их организационных структур, граждан, общественных объединений и иных негосударственных  некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия).

4.2. В целях информационного обеспечения публичности и открытости проведения общественного мониторинга, Организатор общественного контроля на своём сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

— обнародует информацию о целях и задачах, предмете контроля, сроках и порядке его проведения, и определения результатов, виде итогового документа;

— информирует население о ходе мониторинга, в процессе его проведения обеспечивает приём, анализ и учёт предложений граждан по предмету мониторинга, при необходимости проводит общественное обсуждение полученных материалов, по запросам предоставляет их средствам массовой информации;

— обнародует итоговые документы контроля.

В соответствии с законодательством Российской Федерации Общественная палата может использовать в этих целях официальные сайты объектов общественного контроля и общественных палат (советов) муниципальных образований.

4.2При проведении общественного контроля Палата вправе:

1) запрашивать у объектов общественного контроля необходимую для осуществления контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами;

2) посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), муниципальными правовыми актами, соответствующие объекты общественного контроля;

3) проводить опросы общественного мнения для выявления отношения оценки населением, общественностью, негосударственными некоммерческими организациями деятельности объектов общественного контроля, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов их правоприменения и исполнения;

4) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина прав и законных интересов общественных объединений некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе общественного контроля, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей вРеспублике Саха (Якутия) и в органы прокуратуры;вносить предложения о привлечении к ответственности виновных должностных лиц в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления;

5) привлекать к проведению общественного контроля общественные объединения, научные, экспертные организации и сообщества, общественных экспертов, общественных инспекторов, средства массовой информации.

4.3 Объекты общественного контроля при проведении общественного контроля за их деятельностью обязаны:

1)предоставлять Палате информацию о своей деятельности, представляющую общественный интерес;

2) рассматривать направленные им запросы в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, регулирующим отдельные сферы общественных отношений.

3) предоставлять запрашиваемую информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

4) рассматривать направленный им итоговый документ (доклад)подготовленный по результатам общественного контроля;

5)рассматривать направленный им итоговый документ общественного контроляи в течение 30 дней со дня регистрации направлять в Палату ответ по результатам рассмотрения.

 

V.Основные этапы общественного контроля

5.1. Основными этапами общественного контроля являются:

1) определение необходимости проведения;

2) определение целей и задач;

3) определение объекта;

4) определение ожидаемых результатов;

5) разработка порядка проведения;

6) непосредственный сбор информации;

7) анализ ожидаемых результатов, сравнение с полученными;

8) обобщение результатов;

9) обнародование результатов;

10) использование результатов контроля в дальнейшей работе.

5.2. Контроль деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов муниципальных образований должен осуществляться в соответствии с выполнением полномочий, которые возлагаются на эти органы.

 

  1. VI. Форма итогового документа, требования к содержанию, рассмотрению

6.1. Итоговый документ готовится в форме информационной записки (справки) о результатах общественного контроля, который должен содержать, в частности:

— основания для проведения контроля;

— цели и задачи, время проведения;

— сводную информацию о его ходе;

— полученные выводы, рекомендации и предложения.

6.2. Документ подлежит обязательному рассмотрению органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

6.3. Информационная записка (справка) о результатах общественного контроля направляется и в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля  за деятельностью органов и организаций, в отношении которых проводился контроль.

О результатах рассмотрения готовится обоснованный ответ и направляется в Палату не позднее 30 дней с момента получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно.

6.4. В зависимости от результатов общественного контроля его организатор (Палата) вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы.

6.5. Итоговый документ информационная записка (справка), подготовленный по результатам общественного контроля, обнародуется, в том числе размещается Палатой на своем официальном сайте.

 

Порядок рассмотрения обращений граждан или организаций (в том числе общественных), в которых указывается на конкретные недостатки в законности и обоснованности аукционов, выполнении объемов и качества работ и целевого использования бюджетных средств, проводимых органами местного самоуправления в целях реализации трехлетних планов благоустройства территорий населенных пунктов

 

  1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру рассмотрения обращений граждан или организаций (в том числе общественных), в которых указывается на конкретные недостатки качества работ проводимых органами местного самоуправления в целях реализации трехлетних планов благоустройства территорий населенных пунктов, поступающих в Общественную палату Республики Саха (Якутия)( далее- Палата) , Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее- министерство).

Все поступившие обращения в соответствии с настоящим Порядком должны быть рассмотрены в сроки и порядке, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон об обращениях граждан).

  1. Для организации исполнения настоящего Порядка Палата определяет ответственное лицо (далее — ответственный исполнитель Палаты).

Ответственным исполнителем Министерства по организации исполнения настоящего Порядка является Департамент жилищной политики и административной работы  (далее — Департамент).

  1. Все обращения, в том числе направляемые Министерством в Плату, подлежат включению ответственным исполнителем Палаты в реестр обращений по вопросам качества проведения работ по благоустройству (далее — Реестр обращений).
  2. В случае, если обращение поступило непосредственно в Министерство, ответственный исполнитель Министерства в течение трех дней с момента поступления в Министерство направляет по электронной почте в адрес ответственного исполнителя Палаты обращение и прилагаемые к нему материалы для организации рассмотрения обращения в соответствии с настоящим Порядком. При этом, ответ заявителю должен быть дан Министерством в соответствии с Законом об обращениях граждан.

В случае, если обращение поступило непосредственно в Палату, а также в случае получения обращения из Министерства, ответственный исполнитель Палаты осуществляет регистрацию обращения с присвоением ему индивидуального номера и даты и включает его в Реестр обращений в течение трех дней с момента поступления. С даты включения в Реестр обращение считается поставленным на контроль.

Реестр обращений подлежит размещению на официальном сайте Палаты.

  1. Ответственный исполнитель Палаты в течение двух рабочих дней со дня регистрации обращения в Реестре обращений направляет в орган местного самоуправления Республики Саха (Якутия), обращение и поручение об организации проверки информации, изложенной в обращении.
  2. Для организации и обеспечения исполнения настоящего Порядка органом местного самоуправления создается комиссия по рассмотрению обращений по вопросам качества работ по благоустройству (далее — Комиссия), с включением в указанную комиссию представителей ответственного исполнителя органа местного самоуправления, органа, осуществляющего муниципальный жилищный контроль, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (по согласованию с указанными органами), территориального Центра общественного контроля (по согласованию с указанными организациями), иных органов или организаций по согласованию с ними. Порядок деятельности Комиссии рекомендуется определять органом местного самоуправления с учетом положений настоящего Порядка.
  3. В случае, если в обращении указывается на наличие существенных строительных дефектов, Комиссия в течение четырнадцати дней с момента поступления запроса, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, проводит выездную проверку и осуществляет комиссионную проверку фактов, изложенных в обращении, с участием заявителя или его представителя (по желанию последних), по итогам которой предоставляет ответственному исполнителю Палаты следующие документы:

а) отчет органа местного самоуправления  о проведенной проверке/об устранении нарушений;

б) акт визуального осмотра объектов, указанных в обращении;

в) копия акта приемки выполненных работ;

г) фото/видео материалы, фиксирующие отсутствие либо наличие нарушения, указанного в обращении;

д) план-график устранения выявленных нарушений, утвержденный руководителем ответственного исполнителя органа местного самоуправления (далее — план-график). План-график не представляется в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка. В случае, если срок устранения нарушений в соответствии с планом-графиком составляет более тридцати календарных дней, к плану-графику прилагается письменное обоснование указанных сроков;

ж) иные документы по решению Комиссии.

В иных случаях решение о целесообразности проведения выездной проверки принимается Комиссией.

В случае, если в обращении затрагиваются иные вопросы, не относящиеся к существенным строительным дефектам, ответственный исполнитель органа местного самоуправления в течение двадцати дней с момента поступления запроса, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, рассматривает и направляет ответ заявителю. Копия ответа заявителю направляется ответственному исполнителю Палаты.

  1. Ответственный исполнитель Палаты в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляет проверку правильности оформления документов в соответствии с настоящим Порядком и приложениями к нему, в том числе комплектность документов, и в течение трех дней готовит ответ заявителю.

В случае выявления нарушений в этот же срок направляет ответственному исполнителю органа местного самоуправления поручение об устранении выявленных нарушений. Выявленные нарушения устраняются органом местного самоуправления не позднее четырнадцати рабочих дней со дня получения соответствующего поручения, и в этот же срок доработанные документы представляются ответственному исполнителю Палаты.

В случае непредставления в течение 20 дней документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, ответственный исполнитель Палаты направляет ответственному исполнителю органа местного самоуправления документы, повторное обращение в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка. В случае повторного непредставления в течение 5 рабочих дней документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, ответственный исполнитель Палаты передает обращение и иные имеющиеся по теме обращения документы в Министерство для обеспечения рассмотрения на Комиссии не позднее тридцати дней со дня поступления.

  1. Ответственный исполнитель Палаты в течение трех дней после получения документов, оформленных в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком, в том числе в части их комплектности, и представленных в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, осуществляет заполнение соответствующих граф в Реестре обращений и размещает скан-образ плана-графика в качестве приложения к Реестру обращений на официальном сайте.
  2. В случае, если в соответствии с документами, представленными в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, нарушений, указанных в обращении, не выявлено либо указанные нарушения устранены и со стороны заявителя имеется письменное подтверждение его согласия с соответствующими выводами, сделанными Комиссией, ответственный исполнитель Палаты принимает решение о снятии обращения с контроля и делает соответствующие записи в Реестре обращений.
  3. В случае, если в соответствии с документами, представленными ответственным исполнителем органа местного самоуправления, указанное в обращении нарушение обнаружено и не устранено или если заявитель не согласен с выводами Комиссии об отсутствии или устранении нарушения, решение вопроса о признании нарушения устраненным/не устраненным и снятии/оставлении обращения с контроля передается на рассмотрение Министерству. В этом случае ответственный исполнитель Палаты в течение пяти дней со дня поступления документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, передает указанные документы в Министерство для обеспечения рассмотрения не позднее тридцати дней со дня поступления.
  4. Ответственный исполнитель Палатыосуществляет контроль и мониторинг реализации планов-графиков.
  5. В случае нарушения исполнения планов-графиков без уважительных причин орган местного самоуправления несет финансовую ответственность в соответствии с соглашением, заключенным между органом местного самоуправления и Министерством.
  6. Комиссия вправе на любом этапе рассмотрения обращения или в ходе устранения выявленных по нему нарушений, в том числе реализации плана-графика, запросить у органа местного самоуправления информацию и материалы по соответствующему обращению для рассмотрения.
  7. При выявлении и подтверждении существенных нарушений Палата направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации все материалы по данному вопросу, полученные от органа местного самоуправления.
  8. Документы, представленные в Министерство ответственным исполнителем Палаты, с нарушением требований к их оформлению и комплектности, установленных настоящим Порядком, возвращаются Департаментом в Палату в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причин возврата.