Положение о порядке проведения общественной экспертизы

  1. Принципы,  цели   и   задачи   общественной   экспертизы

Общественная  Палата   Республики  Саха  (Якутия)  (далее —  Общественная  Палата)   по  решению    Совета    Общественной   Палаты   в  целях   реализации  функций  возложенных   на  Общественную  Палату   Федеральным  законом  от 4.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об  общественной   Палате  Российской   Федерации»,  законом   Республики  Саха  (Якутия)   от 14.04.2011 г. № 923-З №749-IV «Об  Общественной  Палате  Республики  Саха (Якутия)»   проводит  экспертизу  проектов республиканских  законов, проектов  нормативных  правовых  актов.

Принципами   проведения   общественной  экспертизы  являются: публичность, открытость и ответственность.

Нормативный   правовой  акт  должен  соответствовать  по  содержанию ,  по  форме  требованиям  законодательства , при его  разработке  должны  быть   учтены :  правовые,  экономические, социальные  аспекты, должны  иметь  логическую, четкую  структуру, быть  доступным  для  понимания  и  использования.

Цель   общественной  экспертизы:

— согласование  общественно  значимых  интересов  граждан, общественных  объединений , органов  государственной  власти , органов  местного  самоуправления.

Общественная  Палата   проводит  экспертизу  проектов   республиканских  законов   и  иных  правовых  актов  затрагивающих  вопросы  государственной  социальной  политики   и   конституционных    прав  граждан   в  области  социального  обеспечения ,  общественной   безопасности  и  правопорядка .

 

  1. Планирование проведения  общественной  экспертизы.

Проект   плана  общественной  экспертизы  формируется  комиссией    Общественной  Палаты   по  общественному   контролю  и  общественной   экспертизе   по  проектам  нормативных  правовых  актов  по  предложениям   комиссий  Общественной  Палаты  на  основе  программы  законопроектной   работы   Правительства  и  Государственного   Собрания (Ил  ТУМЭН)  Республики  Саха (Якутия).   Проект   плана  проведения  общественной  экспертизы  вносится  в  Совет  Общественной  Палаты  на  утверждение.  Решение  комиссии   оформляется   протоколом  с  указанием  основания  принятия   соответствующего   решения.

Совет принимает  решение   о  проведении   общественной  экспертизы  проектов  законов  и проектов  нормативных  правовых  актов  и  назначает   соответствующую  рабочую     группу.

Общественная    Палата  направляет  Председателю   Правительства, Председателю  Государственного  Собрания   уведомление   ,  содержащее  перечень  законопроектов ,  проектов  нормативных  правовых   актов   подлежащих  экспертизе , а  так же  о  предоставлении  необходимых  документов  и  материалов  для  проведения  общественной  экспертизы.  Совет  Общественной  Палаты  имеет  право  внести  изменения  в  план  проведения   общественной   экспертизы.    Утвержденный  Советом  план  проведения  общественной  экспертизы  и  тексты  законопроектов ,  проектов  нормативных  правовых  актов  размещаются  на  официальном  сайте  Общественной   Палаты.

 

                          3 .  Порядок   проведения   общественной   экспертизы.

В  соответствии  с  решением  Совета  Общественной  Палаты   комиссия  Общественной  Палаты  по  общественному  контролю  и  общественной  экспертизе       обеспечивает   создание  рабочей  группы      из  числа  членов  Общественной  Палаты , представителей  общественных   объединений  и  иных   объединений  граждан   и  экспертов  , количество  членов  рабочей  группы  решается   комиссией  Общественной  Палаты.

Совет  Общественной  Палаты сообщает   комиссиям  Правительства, Государственного Собрания о  создании  рабочей  группы  по  проведению  общественной  экспертизы  соответствующего  проекта  закона   или  нормативного  правового  акта  с  указанием   фамилии ,  имени   и  отчества   члена  Общественной  Палаты   направляемого    для   участия  в  работе    комитетов  и  комиссий   в  качестве   представителя   от  Общественной  Палаты  при  рассмотрении  законопроектов , проектов  нормативных  правовых  актов , которые  являются   объектами   экспертизы.

Состав  рабочей  группы  и  представитель  Общественной  Палаты   утверждается  решением  Совета  Общественной   Палаты.

Председатель  комиссии  и  руководитель  рабочей  группы   возглавляют  рабочую  группу  и  руководят  ее   работой.

Рабочие  группы  создаются  в  период  проведения   общественной  экспертизы  проектов  законов  и  проектов  нормативных   правовых  актов.

К  проведению   общественной   экспертизы  рабочая  группа  вправе  привлекать  экспертов.

 

В  качестве  экспертов  привлекаются:

—  юридические  лица  (объединения  некоммерческих  организаций , деятельность  которых  направлена  на  развитие  гражданского  общества в  соответствии  с   действующим  Уставом).

—  физические  лица , обладающие  практическими   и  научными  знаниями  , отвечающие  следующим  требованиям:

—  высшее   профессиональное  образование.

—  ученая  степень   по  профилю  экспертной  деятельности.

—  стаж  практической   работы  не   менее  5  лет  по  профилю   соответствующей  экспертной  деятельности.

 

Физическое  лицо   представляет  в   комиссию   или   рабочую  группу:

—  копию  документа  о  высшем  профессиональном  образовании.

—  копию  трудовой   книжки.

—  копию   документов   об  ученой  степени  и  звании  (если  имеется).

 

Юридическое  лицо  представляет  в  комиссию  и  рабочую  группу:

—  копию  Устава

—  копию  свидетельства  о  регистрации  общественного  объединения.

— копию  свидетельства   о  внесении  записи  в единый    государственный  реестр  юридических  лиц.

 

Решение  о  привлечении  юридического    или  физического  лица  в  качестве  эксперта  принимается  комиссией  по  общественному   контролю  общественной  экспертизе.

Эксперты  привлекаются  к работе  на  общественных   началах.

Организации,  изъявившие  желание   принять   участие  в  проведении  общественной  экспертизы  направляют  письменные   предложения    в   Общественную   Палату.

Совет  Общественной  Палаты  организует  информирование  профильных  организаций  о  проведении  общественной   экспертизы,  осуществляет  сбор  и  обработку  предложений  организаций.   Все  необходимые   документы  для  проведения  общественной  экспертизы  по  просьбе  предоставляются   организации.

 

Для  подготовки   проекта  заключения  общественной  экспертизы  необходимо  руководствоваться  следующими  вопросами:

—  приведет  ли  к  возникновению  социальных  проблем  в конкретной   сфере,  изменит  ли   сложившиеся  общественные  отношения  в  случае  принятия  проекта  закона  или  нормативного  правового  акта.

—  осложнит  ли  правовые  отношения   различных   социальных  групп   населения,  ограничит  ли  их  социально-значимые  права.

—  осложнит ли  порядок   обращений  граждан   в  органы  государственной  власти   и  местного   самоуправления.

—  снизит  ли  социально-экономическую  защищенность  граждан  по   сравнению  с существующим  порядком.

 

—  По  результатам  проведения  общественной  экспертизы  соответствующего  законопроекта  или  нормативного  правового  акта   готовится  проект  заключения.  При  подготовке  проекта   заключения  рабочей  группой обязательно  учитываются  предложения  и  выводы   поступившие  от   общественных  объединений ,  организаций  ,  комиссий  Общественной  Палаты  и  граждан.  Проект  заключения  подписывается  экспертами  (экспертом)   или  руководителем  организации , если  экспертиза  поручалась  юридическому  лицу. Проект  заключения  рассматривается  на  заседании  рабочей  группы. На   заседании  рабочей  группы  проект  заключения  может     быть  доработан    с  учетом  замечаний  и  предложений   членов  рабочей  группы. Подготовленный   проект   передается   комиссии  по  общественному   контролю  и  общественной  экспертизе  Общественной  Палаты.   Комиссия  рассматривает  проект  заключения  и  принимает   решение  о  необходимости  доработки и  направлении   рабочей  группе  или   о  направлении  для  рассмотрения  в  Совет  Общественной  Палаты.  Доработанный  проект  заключения  рабочая   группа  направляет  комиссии  по  общественному  контролю  и  общественной  экспертизе  для  рассмотрения  и  принятия  соответствующего  решения.  Разногласия  по  проекту  заключения  разрешаются  на  заседании  комиссии.

 

  1. Сроки проведения общественной  экспертизы.

Работа  по  проведению  общественной  экспертизы   организуется  так , чтобы  заключение  Общественной  Палаты  поступило  в  Государственное  Собрание  до  первого  чтения  законопроекта  ,  а  по  проведению  общественной  экспертизы  законопроектов  и  иных  проектов  нормативных  правовых  актов ,  разрабатываемых  Правительством  республики  осуществляется  в  сроки  установленные  им .  Если    указанными  органами  установлены  более   сжатые  сроки  комиссия  Общественной  Палаты  самостоятельно  организует  оперативную   подготовку   проекта  заключения.

 

  1. Организация деятельности рабочей  группы.

Деятельность  рабочей  группы  осуществляет  ее  руководитель,  который:

—  вносит  предложения  о  порядке  работы  рабочей  группы.

—  направляет  членам  группы  документы  и  материалы,  поступившие  в  комиссию  или  рабочую  группу  для   подготовки  проекта  заключения.

—  созывает  заседание.

— составляет  проект  повестки  дня  заседания.

—  проводит  заседание.

—  подписывает  протоколы  заседаний  рабочей  группы.

—  координирует  работу  членов  рабочей  группы.

— решает  иные  вопросы  в  соответствии  с  настоящим  Положением.

 

Член   рабочей  группы:

— участвует  в заседаниях  рабочей  группы.

—  вносит   предложения  и  замечания  по  обсуждаемому  вопросу.

—  в  случае  невозможности  личного  участия  в  заседании  направляет  письменные   предложения  и  замечания  по  обсуждаемому   вопросу.

 

Первое  заседание  рабочей  группы  проводится  не  позднее    трех  дней  со  дня   поступления    законопроекта  в  Общественную  Палату.  Уведомление   членов   комиссии  и  рабочей  группы  осуществляется   специалистом  Общественной  Палаты,  им  же  готовятся  необходимые  документы  для  подготовки  к  заседаниям. Заседание  рабочей  группы   правомочно , если  на  нем  присутствует  более  половины  от  общего  числа  ее  членов.  Повестка  дня  заседания  утверждается  членами  рабочей  группы.  В  случае   отсутствия  руководителя   рабочей  группы  заседание  проводит  член  рабочей  группы,   уполномоченный  руководителем.  На   заседании  рабочей  группы   могут   участвовать  члены  комиссии  по  общественному  контролю   и  общественной  экспертизе  и  члены  Общественной  Палаты   с  правом   совещательного   голоса.    Решение  рабочей  группы  принимается  большинством  голосов   членов ,  присутствующих  на   заседании.

По   приглашению  руководителя  на  заседании  рабочей  группы  могут  присутствовать   представители  органов  государственной  власти,  представители  иных  организаций .

По  итогам  заседания  составляется   протокол, который  подписывается  руководителем (председательствующим) .

По  итогам  работы  рабочая  группа  готовит  проект  заключения  по  результатам  общественной  экспертизы,  который  подписывается    руководителем  и  членами  рабочей  группы.

Заключение  общественной  экспертизы  направляется  для  рассмотрения  и  утверждения   комиссии  по  общественному  контролю  и  общественной  экспертизе  Общественной   Палаты.

 

  1. Содержание заключения  по результатам  общественной  экспертизы.

Заключение  по  результатам  общественной  экспертизы  должно  содержать:

—  оценку  концепции  законопроекта  и   соответствие  Конституции  Российской  Федерации.

—  практическую  значимость  с  точки  зрения  защиты  прав  свобод  и  законных  интересов  граждан ,  обеспечения  общественной  безопасности  и  правопорядка.

—  предложения  о   внесении   изменений  и  дополнений  в  законопроект.

— предложения  об   изменениях  республиканского  законодательства  влияющего   на  социальные  процессы.

—  обоснованные  рекомендации   по  доработке  отдельных  положений  законопроекта.

—  краткую   мотивировку   предлагаемых  поправок .

 

Экспертное  заключение   должно  состоять :   из  общих  положений ,    замечаний  ,  предложений    и  выводов .
Текст  заключения   должен  соответствовать  официальному  деловому  стилю   и  быть  четким ,  максимально  понятным  для   восприятия .