О состоянии и проблемах открытия автозимников в арктических и северных районах в 2016 году

Слайд 2. Сеть автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)

На 01 января 2016 года общая протяженность автомобильных дорог на территории Республики Саха (Якутия) составила 36,9 тыс. км, из них с твердым покрытием 11,7 тыс. км (32%), грунтовых и автозимников 25,2 тыс. км (68 %).

Из общей протяженности 3,6 тыс. км (10 %) приходятся на федеральные дороги,  12,5 тыс. км или 34 % составляют автодороги регионального значения и 20,8 тыс. км (56 %) автодороги муниципального значения.

Слайд 3. Протяженность автозимников в арктических и северных районах РС(Я)

Общая протяженность автозимников составляет  – 9,6 тыс. км, в т.ч. на территории 13 арктических улусов – 5,3 тыс. км(58,3%).

Слайд 4. Финансирование автозимников

На содержание автозимников в арктических улусах за период 2011-2016 годы из Дорожного фонда республики направлено 2,5 млрд. рублей.

Основными зимниками в арктических и северных улусах являются «Яна», «Индигир», «Анабар», «Арктика», «Верхоянье», «Булун».

 

Слайд 5. Дорожная сеть арктических улусов

Одной из основных проблем развития для арктических районов является неразвитость транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование транспорта и высокая степень изолированности от остальных районов республики. В Арктической зоне проживают 68 тыс. человек. Основной задачей государства является обеспечение транспортной доступности и жизнедеятельности населения.

Автомобильные дороги в Арктике представляют собой автозимники, которые функционируют с декабря по апрель.

Сложные условия устройства и содержания зимников (низкие температуры воздуха, сильные метели и заносы) требуют жесткого контроля для обеспечения бесперебойной перевозки грузов и содержания автодорог в надлежащем состоянии.

Сеть автозимников в Анабарском, Булунском, Верхнеколымском, Среднеколымском, Оленекском улусах находится в оперативном управлении ГКУ «Управление автомобильных дорог РС (Я)». В Анабарском улусе автозимники обслуживает подрядная организация  МУАД АК АЛРОСА, в Булунском улусе – ООО «Восход», в Верхнеколымском и Среднеколымском улусах – ЗАО «Дороги Колымы».

В Абыйском, Аллаиховском, Верхоянском, Жиганском, Момском, Нижнеколымском, Эвено-Бытантайском и Усть-Янском улусах автозимники обслуживаются КП РС (Я) «Дороги Арктики».

В зимний 2016/2017 период планируется к открытию:

  • 49 ледовых переправ, из них федерального значения – 7, республиканского значения – 6 и муниципального значения – 36 ледовых переправ.
  • 51 автозимников, из них федерального значения – 1 и регионального значения – 50.

На сегодняшний день введено в эксплуатацию:

  • 14 автозимников из них регионального значения – 13, федерального значения – 1.
  • 25 ледовых переправ, из них федерального значения – 6, республиканского значения – 5 и муниципального значения – 14 ледовых переправ.
  1. с 25 ноября открыто движение для автотранспорта с общей массой до 5 тонн по ледовой переправе через р. Вилюй на 3 км автодороги «Эдьигээн» в Вилюйском улусе; с 06.12.2016 увеличена грузоподъемность до 10 тонн;
  2. с 28 ноября открыто движение для автотранспорта с общей массой до 5 тонн по автодороге «Анабар» на участке устье реки Маят до п. Саскылах в Анабарском улусе; с 07.12.2016 г. увеличена грузоподъемность до 15 тонн;
  3. с 29 ноября открыто движение для автотранспорта с общей массой до 10 тонн по автодороге «Анабар» на участке Удачный – Оленек;
  4. с 29 ноября открыто движение для автотранспорта с общей массой до 30 тонн (сухопутный) на участке Тикси – Найба автодороги «Булун»;
  5. с 30 ноября на участке м. Бурустах – с. С. Сасыр (км 0+000 – км 187+000 автодороги «Арктика», протяженность – 187 км) открыто движение транспортных средств с общей массой до 10 тонн.
  6. с 08 декабря 2016 открыто движение на автодороге «Яна» на  участке п. Депутатский  – с. Уянди для транспортных средств с общей массой до 3 тонн.
  7. с 14 декабря 2016 открыто движение до 20 тонн на автодороге «Яна» на  участке  п. – Батагай — с. Сайды;
  8. с 14 декабря 2016г. открыто движение для автотранспорта с общей массой до 30 тонн по автодороге «Верхоянье» на участке г. Верхоянск – м. Иван-Сирэ, до 20 тонн на участке м. Иван-Сирэ — Саккырыыр.

В ближайшее время планируется открытие автозимников на участках Белая Гора – с. Абый, Усть-Куйга – Казачье, Зырянка – Усун-Кюель, Оленек – Саскылах и Вилюйск — Жиганск.

 

Слайд 6. Казенное предприятие РС(Я) «Дороги Арктики»

 

Многолетняя практика привлечения подрядных организаций к выполнению работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия) себя не оправдала. Содержание автозимников  является низкорентабельным видом бизнеса, учитывая сезонную занятость. В результате большинство дорожных компаний обанкротилось. (ООО «Янаавтодор», ООО «Заполярье», ООО «Куйгаавтодор», ООО «Куйдусун»).

Другой проблемой для автодорожных предприятий является  привлечение и закрепление квалифицированных инженерных кадров. Так, многие автодорожные предприятия на Севере испытывают постоянную нехватку инженеров, дорожных мастеров, машинистов специальной дорожной техники (бульдозеристы, машинисты автопогрузчиков, грейдеристы и экскаваторщики).

Учитывая протяженность путей перевозки, сложные климатические условия и связанные с этим капризы природы, на случай непредвиденных ситуаций Правительство республики всегда создает сезонные запасы материально-технических ресурсов и продовольственных товаров для обеспечения нормальной жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения во всех северных и арктических районах.

Так, в 2013 году в связи со сложившимися сложными климатическими условиями произошел срыв завоза жизнеобеспечивающих грузов для Индигирской группы улусов Республики Саха (Якутия) в период навигации 2013 года. Всего в навигационный период, начавшийся 20 июля 2013 года, для нужд Абыйского, Момского, Аллаиховского районов Республики Саха (Якутия) по реке Индигирка судами ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» планировалось завезти 53,9 тысяч тонн грузов. Фактически было доставлено до места назначения 18,7 тысяч тонн (34,8% от плана).  Существовала реальная угроза жизни населения двух районов. Было необходимо либо эвакуировать население, либо пробивать автозимники на сотни километров.

Несмотря на то, что поставленная задача была достигнута, факт отсутствия дорожных организаций, обладающих необходимой материально – технической базой и техническим персоналом, позволяющим полноценно выполнять дорожные работы в условиях Крайнего Севера был в очередной раз подтвержден.

Как показал опыт, управлять дорогами Крайнего Севера из Якутска оказалось не так просто, наблюдались случаи, когда на торгах выигрывали организации, не имеющие никакого отношения к арктическим дорогам, и, соответственно работы не проводились, автозимники отсутствовали.

Создание казенного предприятия стало вынужденной мерой и направлено на устранение главной проблемы дорожной отрасли республики в Арктике это – отсутствие дорожных организаций, обладающих необходимой материально-технической базой и техническим персоналом, позволяющими полноценно выполнять дорожные работы в северных и арктических районах Республики Саха (Якутия). За предприятием закреплены автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения общей протяженностью 4 639 км, расположенные в 10 улусах республики.

Данное предприятие создано в целях оптимизации функционирования в целом дорожной отрасли в северных и арктических районах республики.

 

 

Слайд 7. Дорожная техника КП РС(Я) «Дороги Арктики»

Парк дорожной техники предприятия на сегодняшний день насчитывает 117 единиц, в том числе 2015 году от ГКУ «Управление автомобильных дорог» передано 27 единиц спец. техники и  приобретено 55 единиц спец. техники в сумме 200,0 млн. рублей, в 2016 году приобретено 25 единиц спец. техники в сумме 73,4 млн. рублей, кроме того от Министерства обороны РФ передано 10 единиц спец. техники. Свой первый зимний сезон 2015-2016 гг. предприятие в целом отработало стабильно, без сбоев, несмотря на аномально теплую зиму, не свойственную для данного региона, справилось с поставленными задачами.

 

Слайд 8. Строительство дорожно-ремонтных пунктов

 

Немаловажную роль в развитии автозимников в арктических и северных районах республики занимает обеспечение мощностями труднейших трасс, учитывая большие протяженности автозимников для обеспечения безопасности движения на них необходимо обустраивать  пункты для ремонта дорожной техники и отдыха водителей.

В 2015-2016 гг. построено три дорожно-ремонтных пункта в селе Хонуу, в поселках Белая Гора и Чокурдах. В 2016 году начато строительство двух дорожно-ремонтных пунктов в с. Сайды Верхоянского района и в         п. Зырянка Верхнеколымского района. Строительство планируется завершить в 2018 году. Также, в 2018 году планируется начало строительства дорожно-ремонтных пунктов в с. Чумпу-Кытыл и с.Сасыр Момского района.

По мере увеличения производственных мощностей предусматривается постепенный отказ от услуг субподрядных организаций и присоединение новых участков автомобильных дорог и  поэтапная передача автомобильных дорог в Булунском, Верхнеколымском, Среднеколымском улусах в введение КП РС (Я) «Дороги Арктики».

 

Слайд 9. Проблемы трассировки автозимников

Как известно, погодные условия играют важную роль в своевременном открытии автозимников. На данный момент из-за аномальных погодно-климатических условий в Абыйском, Верхнеколымском, Среднеколымском, Нижнеколымском, Усть-Янском, Эвено — Бытантайском улусах республики наблюдается позднее замерзание ледяного покрова ледовых автозимников из-за теплой погоды и толстого снежного покрова, который создает препятствия для естественного замерзания льда.

В этом году в сентябре, октябре и в ноябре стояла теплая погода.  Кроме этого, с сентября месяца начало выпадать очень большое количество осадков в виде снега, что не характерно для этого периода времени.

Так, в предыдущие годы сухопутный автозимник Усть-Куйга – Казачье в Усть-Янском улусе начинали эксплуатировать с 20 чисел ноября. В этом году в конце ноября по этому автозимнику провалилась дорожная техника. Промерзание тундры составляла 10 см, толщина снега достигала до 1,5 метра. В целях открытия зимника проведены работы по накатыванию снежного покрова на буранах и вездеходной техникой. Только в декабре  началось промерзание земли и работы по пробивке зимника.

Такая же проблема наблюдалась на участках п. Белая Гора – с. Абый в Абыйском улусе, где ранее выпавший снег оттаял и замерз, превратившись в слой льда между землей и снежным покровом, который в свою очередь замедлил время промерзания земли, озер, тундры и рек. В связи с недостаточным промерзанием льда до требуемых отметок было невозможно до 10 декабря текущего года добраться до сухопутной части автозимника для очистки снега дорожной тяжелой техникой на базе К-700.

В Момском улусе в ходе трассировки автозимника «Индигир» на участке Хонуу – Зашиверск в конце ноября наблюдалась аномальная картина в виде не замерзания середины реки Индигирка (течение).

В Среднеколымском и Нижнеколымском улусах на автозимнике «Арктика» на участке г. Среднеколымск – с. Андрюшкино – п. Черский в начале декабре наблюдалась вода под снежным покровом, а также аномальная положительная температура воздуха +5 градусов.

В Усть-Янском улусе на автодороге Усть-Куйга – Депутатский в этом году отмечена рекордная толщина снега за последние 10 лет, которая  усугубляется частыми порывистыми ветрами (пургой), что осложняет проведение дорожных работ.

В Верхоянском улусе пробивка автозимника «Яна» на участке Батагай – Сайдыы была осложнена в связи с поздним замерзанием земли и ледовых переправ через реки Ольде, Адыча и Яна. Благодаря слаженным действиям дорожников на сегодня автозимник открыт до 20 тонн.

Сложная обстановка сохраняется на участке Сайдыы – Усть- Куйга, в связи с низкой толщиной льда на р. Яна. В настоящее время для ускорения открытия автозимника осуществляется пробивка с двух сторон на легкой гусеничной вездеходной технике.

 

Слайд 10. Улучшение качества содержания автозимников

 

В целом с момента создания КП РС (Я) «Дороги Арктики» существенно улучшилось качество содержания  автомобильных дорог регионального значения в арктических и северных районах республики, за счет увеличения специализированной техники, набора опытных и квалифицированных кадров, создания материально технической базы (строительство дорожно-ремонтных пунктов), усиления требований руководства предприятия по выполнению регламентных работ по содержанию дорог, обеспечение безопасности дорожного движения.

Деятельность КП РС (Я) «Дороги Арктики» была высоко оценена Главой РС (Я) в рамках проведения выездных совещаний с государственными органами исполнительной власти в октябре 2015 года.

Муниципальные районы республики отмечают работу КП РС (Я) «Дороги Арктики» только с положительной стороны, с администраций муниципальных районов поступают запросы о возможности передачи автомобильных дорог муниципального значения в оперативное управление КП РС (Я) «Дороги Арктики», что свидетельствует о том, что наличие такого рода предприятия в северных и арктических улусах необходимо.

Успешной оценивается деятельность КП РС (Я) «Дороги Арктики» народными депутатами республики. Владимир Членов: «С появлением предприятия «Дороги Арктики»  обстановка начала заметно меняться, создание государственного предприятия для обслуживания автозимников – это была моя мечта. Создание «Дорог Арктики», действительно, было очень мудрым решением Правительства Республики Саха (Якутия)». Из письма Юрия Михайлова в адрес Главы РС(Я): «Созданное по Вашей инициативе КП РС (Я) «Дороги Арктики» уже успешно работает второй год, завершается создание новых производственно – технических баз предприятия в 6 улусах республики с приобретением новой современной техники. С каждым годом содержание автомобильных дорог республиканского значения в арктических районах улучшается».

 

Слайд 11. Предложения Правительства РС(Я) по улучшению состояния автозимников

 

Следует отметить, что в федеральном законе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» отсутствует понятие «сезонные дороги». В связи с этим при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета применяется понижающий коэффициент 0,25 к протяженности автозимников.

В настоящее время в целях опережающего развития транспортной инфраструктуры труднодоступных территорий Дальнего Востока  Правительством республики подготовлен ряд  предложений:

  1. по включению в проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» понятия «сезонные автомобильные дороги в Арктической зоне», к которым относятся автозимники, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров между населенными пунктами субъектов Арктической зоны Российской Федерации;
  2. по внесению изменений в Методику расчета нормативов распределения акцизов на нефтепродукты в части применения повышающего коэффициента 1,5 к общей протяженности дорог, включая автозимники, что повлияет на увеличение доходов региональных дорожных фондов.

Но, несмотря на предпринимаемые как на федеральном, так и на региональных уровнях усилия, приходится констатировать, что ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно.